Меню KDT

Новости

Рефлексивный отчет по организации и проведении Lesson study в Бостандыкской средней школе

Рефлексивный отчет

по организации и проведении Lesson study в

Бостандыкской средней школе

 

LessonStudy по теме «Как применение новых подходов в обучении улучшают школьную практику».

 

 

Сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, учителям необходимо изменить всю свою практику. И наши учителя меняются, потому что они понимают, что отсутствие изменений, динамики в обучении и преподавании это есть остановка в росте. Сегодня каждый учитель четко осознает, что от него зависит не только формальное обучение и воспитание учащихся, но и воспитание личности, отвечающая требованиям 21 века.

Чтобы воспитать креативных, мотивированных, независимых, всесторонне развитых личностей, учитель, прежде всего, постоянно обязан заниматься непрерывным образованием, обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей. При этом он не имеет право забывать, что ключевым моментом его деятельности является вовлечение учащихся в активное участие в учебный процесс, воспитать в нем ответственность за собственное обучение.Для этого учитель может создавать необходимые условия, обеспечивать материалами, развивать и прививать в учащихся желание к собственному пониманию учебных дисциплин.

В мою школьную команду вошло 4 учителя. Далее на первом заседании выбрали тему исследования «Как применение новых подходов в обучении улучшают школьную практику», запланировали ожидаемые результаты:

Для учителя:

1. Профессиональный рост методики учителя, улучшение школьной практики путем исследования и коррекции уроков.

2. Активизировать учебный процесс через внедрение новых подходов.

3. Привлечь учащихся к планированию и исследованию уроков.

4. Создание коллобаративной среды.

Для ученика:

1. Повышение его учебной мотивации через применение методов КМ, диалогового обучения, формативного оценивания, Голос ученика.

2. Создание коллобаративной среды.

3. Цель школьной кoманды yчитeлей: совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся

4. Цель для учителей: совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся.

5. Цель для учеников: организовать активное обучение ученика (А, В, С), способы работы в классе, а именно, и индивидуальный

и групповой,с применением приемов критического мышления, новых подходов – диалоговое обучение.

Главная цель, которую преследуют учители при применении приема LessonStudy, увидеть обучение детей как бы со стороны, непредвзято, реально. Выявить существующие проблемы в обучении, найти с коллегами и учениками совместные пути их решения. Именно в таком формате возможно тесное и плодотворное сотрудничество учителей, когда они делятся опытом, создают новые идеи и знания.

На первом заседании решили проводить по одному исследовательскому уроку 1 раз в две недели, определили три группы учащихся (А - сильный,В- средний, С- слабый). B кaчeстве иccлeдoвания пo плaнy был прoвeдeн сoциомeтричeский oпрoс yчaщихся 5,8 клaссoв c цeлью oпрeдeлeния динaмики мeжличнoстных oтнoшений и выявлeния yрoвня мoтивации yчaщихся 5,8 клaссa.

После проведенного первого цикла уроков русского, английского языков в 5, 8 классах с государственным языком обучения моя школьная команда сделала следующие выводы. Применение стратегий КМ, формативного оценивания активизировала учеников групп А, В. Они стали несомненными лидерами в своих группах, распределяли роли, организовывали всю работу. Хотя есть существенные проблемы с учеником А из 5-го класса. Он индивидуалист, не желает делиться знаниями с другими, нехотя объясняет одноклассникам, в рефлективном дневнике написал, что групповая работа ему не нравиться: все шумят, создают помехи для восприятия материала. Я посоветовал коллегам на следующий урок составить ряд вопросов по таксономии Блума (ромашка Блума), и чтобы данный ученик в своей группе самостоятельно разделил вопросы между учениками, а также, чтобы в классе всегда звучал лозунг «Помогая другим – помогаешь себе», при этом объясняя исследования психологов по механизмам лучшего усвоения учебного материала. После ряда уроков данный ученик стал активнее проявлять себя на уроках, объяснять другим новый материал, но проблема индивидуализации, обособления осталась.

Большая проблема была с учениками из группы С: они отмалчивались при групповой работе, при интервьюировании после уроков они признались, что бояться высказываться, отвечать из-за опасения допустить ошибки, считая, что сильные ученики должны отвечать и работать за всех. При планировании следующих уроков было принято решение ученикам группы С самостоятельно выбирать группу, где они бы чувствовали себя комфортно, также учитель должен был обращать на них особое внимание: поддерживать, подталкивать к работе. Не сразу, но к третьему уроку ученики с низкой мотивацией стали понемногу включаться в работу, особенно заметно стало их участие при составлении синквейнов. Одной из центральных идей Программы является вовлечение всего классного коллектива в активное обучение через представление возможностей для всех уровней учащихся (разноуровневые задания, парная работа).

Анализ уроков показал, что именно совместное и грамотное планирование урока обеспечивает полноценный успех. Но на обсуждении уроков мы всегда вносили коррективы. Например, стратегия ромашка Блума не совсем целесообразна на уроках русского и английского языков, так как при изучении грамматики тяжёло подобрать вопросы верхнего, творческого уровня. Наиболее данный приём приемлем на уроках литературы.

После проведенного первого цикла исследования, мы пришли к выводу, что прирост качества знаний по языкам сильно не вырос, но у учеников появился интерес к урокам. На первых уроках присутствие учителей хоть и сковывало учащихся, но дисциплинировало их. Они с нетерпением ждали следующих уроков, охотно принимали участия в обсуждении уроков: конечно, больше всего им нравились разминки и тренинги, к которым мы уделяли много времени, как основному составляющему компоненту роста мотивации к уроку. Ученики групп А,В стали анализировать степень понимания нового материала в рефлективных дневниках при помощи предложенной лексики, но не в достаточной степени. Группа С пока отписывается общими фразами типа «урок был интересным, понравилась разминка». Данный модуль необходимо усовершенствовать развивая КМ у учащихся.

Но самое главное: в школе появилось новое педагогическое объединение, учителя стали проявлять интерес к нашей работе, прислушиваться к нашим обсуждениям в учительской, а некоторые стали приходить на наши уроки (молодой учитель истории Е.Б.). Ведь седьмой модуль Программы призывает к лидерству не только учеников, но и учителей.

На втором этапе исследования уроки были даны в 8 А классе по английскому языку и русской литературе : наблюдение за учеником А показало, что он стал активнее помогать одноклассникам, с азартом брался за новые задания. Учитель истории Танатбаев Е.Б: ученик В включался в работу время от времени, когда к группе подходил учитель, ученик С старался понять своих сверстников и когда ему было трудно, на помощь приходили одноклассники.

Также урок проведен Садуевым Т.А. по русской литературе в 8 А классе по теме О. Сулейменов «Волчица», где использовались стратегии «Джигсо», кластеры «Произведения о волках», «О.О. Сулейменов», ромашка Блума (в качестве эксперимента), ЗХУ, рефлективный дневник. Выбранные стратегии позволили глубже понять учебный материал, организовать самостоятельную работу учащихся, но учителю были даны рекомендации глубже доработать задания к стратегии ромашка Блума.

Общие выводы: учащиеся стали активнее. Интервьюирование и записи рефлективных дневников показывают явный прогресс: ученики стали писать, что учебный материал воспринимается легче, урок перестал быть скучным занятием. Стали проявлять интерес коллеги, заговорили о необходимости своего участия в исследованиях, но, к сожалению, на наши уроки и заседания команды никто не пришел, кроме заместителя директора по УВР.

На третьем этапе исследования урок давала Садуева М.С. Она проводила урок- исследования в 5 А классе на тему «Англиядағы мейрамдар». С учетом

всех вышеуказанных проблем на данном уроке Махаббат Сакеновна использовала разноуровневые задания для «включения» всех учащихся, стратегии мозговой штурм, кластер «Холлидей», верные-неверные ответы. Ромашку Блума решили использовать только на уроках литературы.

Общие выводы: учащиеся стали менее активнее, часто отвлекались, долго не могли включиться в работу. Это мы объяснили временем года: шли последние дни учебы (11 мая), на улице была необычная для весны жаркая погода, дети были разморены. В рефлективных дневниках дети писали в основном о разминках, как запомнившейся части урока. Не новость, но мы доказали в очередной раз, что май непродуктивный месяц в плане учебы. Для коллег рекомендуем: все громоздкие и тяжелые темы, разделы необходимо провести до майских праздников, оставив лишь незначительные темы, повторение, обобщение материалов за год. В планировании LessonStudy на 2017-2018 учебный год все циклы исследований школьной практики закончить к 20-25 апреля.

Последнее заседание школьной команды LessonStudy было посвящено общим выводам: выступил Садуев Т.А., учитель 1 продвинутого уровня, директор школы: «Считаю, цикл проведенных исследований уроков плодотворным. В процессе учителя смогли увидеть свои уроки со стороны, оценить все свои слабые и сильные стороны. Lesson Study позволяет исследовать структуру урока, исправить недоработки, отточить коллегам свое мастерство преподавания.

Центром исследования стало работа учащихся в группе. Моя команда успешно применила стратегии Джигсо -1, Джигсо – 2, кластер, синквейн, мозговой штурм, ромашку Блума (на уроках литературы), толстые – тонкие ответы, верно – неверно, светофор, ЗХУ, рефлективные дневники, наблюдение за ученическими группами.

На следующий год предлагаю обратить внимание на рефлексию учащихся. Несмотря на все усилия: была предложена лексика для описания степени понимания учебного материала, продолжает иметь место, когда учащиеся не могут объективно оценить свои знания, способности, отделываются общими фразами. Например: ученица из 8 класса пишет в рефлективном дневнике «Я все поняла…» А также считаю необходимым активизировать работу остальных школьных команд путём приглашения членов команд для работы в исследованиях и обмена опыта».

Выступила заместитель директора по учебной работе Жакупова Х.Г: «Lesson Study позволяет учителю испытать и внедрить учебные стратегии в композицию урока, концентрирует усилия и внимания нескольких педагогов на правильность и уместность применения новых методов преподавания».

Садуева М.С: «Наши исследования подтвердили, что использование групповых форм повышают активность, мотивацию к учебе, а значит, как следствие, идет планомерное повышение качество обучения ».

Сейсенбаева А.С: «Применение новых подходов позволяют наладить сотрудничество между учащимися. Обращем общее внимание на огромную значимость разминок, тренингов на различных этапах урока как

мобилизующее звено учебного процесса. Использованные разминки в процессе исследования позволяют работать в классах с малым количеством детей (три фильма, вопросы невпопад, пословицы шутят, кто я, что бы это значило и т.д. )»

Танатбаев Е.Б: «Работая со старшими коллегами получил богатый опыт по применению различных стратегий. На следующий год приму участие не как наблюдатель, а как преподаватель».

Итогом нашей работы станет выступление на педагогическом совете № 7 от 10 июня 2017 года, а также на районном семинаре сертифицированных учителей в июне 2017 года.

 

Составил учитель 1 уровня Садуев Т.А.



Просмотров: 801

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

Садуев Толеген Абайулы директор школы

Опрос

В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

Голосовать

Статистика

  • За месяц20
  • За неделю6
  • Вчера0
  • Сегодня0
  • Онлайн:0

Полезные ссылки