Пояснительная записка к уроку русского языка в 8 классе
Автор: Садуев Толеген Абайулы
Тема, класс: Урок- обобщения по теме «Типы сказуемых», 8 класс
Тип: Урок – обобщения
Характеристика
класса Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности
Раздел: Синтаксис и пунктуация
Количество часов: 64 учебных часов в год, 2 учебных часов в неделю
Цель:
- учащиеся повторят типы сказуемых, разовьют умения находить их в составе
предложений ;
- способствовать развитию логического, аналитического, критического
мышления; интереса к русскому языку;
- способствовать воспитанию умений работать в парах, самостоятельно,
коллективно;
- способствовать формированию лингвистической компетентности учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки для деления на группы, карточки с разноуровневыми заданиями, листы А 3, маркеры, мел, маркерная доска.
Формы работы: самостоятельная, групповая работа, фронтальная работа.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии 7 модулей обучения. Урок- обобщения «Типы сказуемых» реализован с использованием этой технологии.
Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный ( 2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап - актуализация знаний (6 мин) используется игра «Баскетбол с глаголами».
Данная обучающая игра хорошо подходит для рефлексии при прохождении темы «Типы сказуемых». Учитель кидает маленький баскетбольный мяч ученику с заданием: назвать ПГС (простое глагольное
сказуемое), ПГС условного наклонения, ПГС повелительного наклонения, ПГС будущего сложного времени, СГС (составное глагольное сказуемое), СИС (составное именное сказуемое). Ученик возвращает мяч после того, как называет требуемый глагол, и даже если не называет. Игра проходит в быстром спортивном темпе, учителю наглядно видно, каким ученикам надо ещё поработать над темой.
3 этап – обобщение пройденного материала (10 мин) проходит под названием «Составь кластер». Начинается он с делением учащихся на три группы, каждой из которой дается задание составить кластер по простому глагольному сказуемому, составному и именному. Затем каждая группа через своих спикеров проводит защиту кластеров. При данной групповой работе дети активно предлагают свои идеи по составлению кластера, обмениваются мнениями, происходит обмен знаниями.
4 этап - закрепление обобщенного материала (7 мин) учащимся предлагается самостоятельно выполнить по три задания по повторенной теме, с дальнейшей проверкой работ учеников на доске. Важно учесть, что следует заранее подготовить каточки повышенной сложности для учащихся, проявивших себя на этапе актуализации знаний.
Чаще всего при выполнении заданий по данной теме ученики допускают следующие ошибки: путают простое глагольное сказуемое выраженной будущим сложным временем с составным глагольным сказуемым. Также плохо отличают составные именные сказуемые от дополнений и определений. Потому на этапе закрепления актуально использовать такую форму работы как «Работа экспертов» или «Найди ошибку» (способствует развитию критического мышления). Детям предлагаются уже выполненные задания, а им предстоит превратиться в непоколебимых экспертов, найти все ошибки и озвучить их. Важно, чтобы учащиеся проговаривали характер ошибки, причину, по которой она была допущена.
5 этап - самостоятельная работа (8 мин) выполнятся индивидуально с дальнейшей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением характера выполненных ошибок. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, попросив поднять руки учащихся, получивших отметки «5» и «4».
6 этап - домашнее задание (3 мин)
Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления (два ученика у доски), самостоятельной работы (весь класс), эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.