Меню KDT

Директор школы                     

             Садуев Толеген Абайулы

             24 июля 1978 года

             Общий пед.стаж работы- 16 лет,

             в должности директора – 10 лет. 

Роль и значение обучающих игр, тренингов на уроках русского языка

Учитель русского языка и литературы КГУ «Бостандыкская средняя школа» акимата Акжарского района Северо-Казахстанской области Садуев Толеген Абайулы

 

 

Роль и значение обучающих игр, тренингов на уроках русского языка

В данной статье речь пойдет о хорошо знакомых каждому учителю вещах. Чем больше мы работаем, тем больше убеждаемся, как непроста такая, казалось бы, простая форма деятельности – игра.

Игра является одним важнейших инструментов преподавания, которые вызывают сильные эмоции у детей, и как следствие, они лучше изучают языки. Игра ведет за собой развитие. «Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность и внимание, там работает мышление. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу» (Л.С. Выготский. Педагогическая психология М-1991 г. с. 58). Дети не любят однообразия, это угнетает творческое начало. И есть прекрасный инструмент, чтобы мир ребенка стал подвижным, ярким, как калейдоскоп. Что же должен сделать учитель, чтобы материал урока стал живым, знакомым и полезным?

Ответ прост: внести в структуру урока элементы занимательности через игру, тренинги, разминки. Это инструменты, активизирующие мыслительную деятельность ученика и эмоционально насыщающие рутинную работу.

«Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности» (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы (далее - Программа). Сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, учителям необходимо изменить всю свою практику. И наши учителя меняются, потому что они понимают, что отсутствие изменений, динамики в обучении и преподавании - это есть остановка в росте. Сегодня каждый учитель четко осознает, что от

него зависит не только формальное обучение и воспитание учащихся, но и воспитание личности, отвечающей требованиям 21 века.

Чтобы воспитать креативных, мотивированных, независимых, всесторонне развитых личностей, учитель, прежде всего, постоянно обязан заниматься непрерывным образованием, обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей. При этом он не имеет право забывать, что ключевым моментом его деятельности является вовлечение учащихся в активное участие в учебном процессе, воспитание в нем ответственности за собственное обучение. Для этого учитель может создавать необходимые условия, обеспечивать материалами, развивать и прививать в учащихся желание к собственному пониманию учебных дисциплин.

В советское время прогрессивные педагоги личной инициативой, чаще всего в окружении враждебной администрации, продвигали свои оригинальные игровые методики, рукописями распространяли их, не всегда их понимали, подвергали гонениям, хуле, так как они не вписывались в идеологию советской школы, основанную на показателе оценок и успеваемости. А сегодня государство говорит: учитель, возьми, примени, мы тебя научим, еще за это тебе будем деньги платить, которых у нашей молодой страны и так не хватает, но нам на это не жалко этих денег- мы вкладываем деньги в самые лучшие инвестиции- наших детей.

И мы должны понимать, что с кавалерийского наскока всю эту работу не преодолеть, на это уйдут годы, требуется большая подготовительная работа, будет затрачено колоссальное время на работу с коллегами, но как гласит русская пословица - «дорогу осилит идущий».

Игра-это средство познания и метод воспитания. Ведь только эмоционально подготовленный к восприятию тех или иных языковых явлений ребенок достигнет результатов, усвоит функциональную грамотность. А иначе увязка обучения с жизнью остается чисто формальной и не дает ни образовательного, ни воспитательного эффекта. «С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества» (Программа). Игра – мощный инструмент при формировании навыков функциональной грамотности. Ведь только в игре можно смоделировать любую жизненную ситуацию. Здесь, на наш взгляд, уместно привести пример из образовательной системы Японии. Интересна их политика дошкольного воспитания, где ребенок не имеет никаких ограничений при своем развитии, с ним обращаются как с королем, нет никаких гнетов, подавлений, ребенок с раннего детства является национальным достоянием и ресурсом. Японские дошкольники мало уделяют времени учебе, в основном они играют, навыки

и знания они получат в школе. Главное для них это душа, интеллект, характер- «кокоро».

«Кокоро» − это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие». Зато, когда ребенок приходит в школу, он уже умеет читать и писать - это святая обязанность японских родительниц - «киеки-мам».( Гордеев С.Н., « Образование в Японии», 2010 г., с 46. http://www.allbest.ru/ ) . И сегодня внедряемые новые подходы в казахстанском образовании под флагом Центра педагогического мастерства, ориентированы, прежде всего, не на формирования «отличника - ботана», а на развитие креативой, независимой, всесторонне развитой личности, способного принимать лучшие решения. Великий педагог А.С. Макаренко писал «Я думаю, ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра- это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. Надо только дать ему время поиграть, надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

Огромное воспитательное значение обучающей игры в том, что она приучает ненавязчиво к труду. В каждой игре есть усилие мысли и рабочее усилие, т.к. без последнего не будет реализации мысли, фантазии ребенка. Активизирующая роль игры огромная. Как добротно выполненная работа, так и хорошо проведенная игра приносит моральное удовлетворение, положительные эмоции, радость творчества и сотворчества, умение радоваться за другого, побуждение к оказанию помощи. Самое главное, что игра всегда приносит радость, и главное – радость за качество, т.е. не просто за выполненную работу. И еще один из значительных моментов, что она воспитывает ответственность. Ошибочно относиться к игре как к чему-то несерьёзному и противопоставлять её труду, считая, что в работе есть ответственность, а в игре нет. В игре есть такая большая ответственность: в процессе пробуждаются творческие способности, и эти же творческие начала заставляют ребенка тянуться к игре. Причем игра может быть включена в любой вид учебной деятельности. Это средство к обучению, получению информации, практической деятельности. Самое главное, что игре «все возрасты покорны».

Играть любят малыши и учащиеся среднего возраста, и даже взрослые. Игра – это не возрастное явление, что еще больше усугубляет её образовательную роль.

Обратите внимание, как дети самозабвенно играют, порой не обращая внимание на окружающих, полностью погружаюсь в свой мир. Причем, мир справедливый, особенный, со своими правилами. Игра должна быть «правильной», только такая игра для ребенка хорошая. Поэтому важен не только образовательный аспект, но и методически правильно организованная игра. При планировании необходимо учитывать следующие моменты: игра должна быть информативной, обучающей навыкам, способствовать передаче

новых знаний. Игра не только обучает, но и проверяет полученные знания и навыки. В первую очередь, учитель должен поставить цель игры и ожидаемые результаты: какие умения и навыки учащиеся освоят путем игры, на что обращать особое внимание, какова воспитательная нагрузка при проведении игры. Никогда не забывать, что за игрой стоит учебный процесс. Немаловажный этап организации дидактической игры – это подбор материалов, временные рамки. При этом надо учесть возможность внесения корректив при возникновении форс – мажорных обстоятельств, необходимых для повышения активности и интереса детей.

Место игры - класс, нестандартная обстановка (например, во время экскурсии, коллективных дополнительных занятий, кружков). Игру можно проводить до начала занятий, как организующее мобилизующее начало перед изучением какой- либо темы, в процессе закрепления той или иной грамматической темы, при рефлексии, она может применяться в ходе проверки знаний.

Ведущий должен быть обязательно, даже в стихийно возникшей детской игре всегда есть заводила. Ведущих может быть двое. Все зависит от ситуации. Но чаще всего ведущим является сам учитель.

Результаты - непременное условие любой игры, без этого она теряет всякий смысл. Именно ради этого конечного результата и проводиться игра. Игра во имя самой игры носит разрушающий характер. Так как речь идет об игре в процессе обучения, то важно итоги и выводы делать в связи с поставленной образовательной целью.

Чрезвычайная подвижность, неустойчивость, неспособность долго удерживаться на одном и том же предмете - характерные черты детской психики. Это особенность детской психологии и ещё природная тесная связь эмоциональной, познавательной и волевой сферы представляют живую подвижную личность. У ребенка мысли быстро и легко переходят в приятные и неприятные чувства, а чувства – в желания и действия. И это необходимо учитывать при развитии гармоничной личности для преодоления чисто интеллектуальной стороны, свойственной нашей школе. Ведь учитель занимается не умственным аппаратом учащегося, а с его живой личностью, воспитывая его волю, пробуждая его сердце и разум. И тут игра способствует не только развитию мыслительной деятельности, но и развитию эстетического вкуса, нравственного становления. Дети имеют право быть детьми и обучение не должно питать их пищей, которая не сродни их возрасту. Учитывая интересы и склонности, игра позволяет постоянно поддерживать естественную детскую любознательность. Рассеянность, скука, усталость нередко сопровождают ребенка в ходе монотонной работы. Чем меньше школьник, тем меньше он способен к продолжительной и однообразной работе. Необходимо переключать внимание, разнообразить формы занятий посредством игры, активизирующей умственную деятельность и развитие привычки к умственному труду как основе становления личности.

За годы преподавания у меня выработалась система правил по составлению и применению обучающих игр:

1.Одну и ту же игру можно использовать несколько раз, меняя лексические и грамматические единицы.

2.При новой игре роль ведущего должна быть у учителя, затем он предает её ученикам

3.Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

4.Правила игры должны быть лаконичными, немногочисленными.

5.Предложенный учебный материал в игре соответствующий программе.

6.При планировании необходимо поддерживать необходимый баланс между занимательностью и обучением. При проведении игры, не забываем, что мы превращаем скучный, порою трудный материал в увлекательное занятие.

7.В игре задействованы все учащиеся класса Игра должна проходить в духе соревновательности, чтобы бы получить больший эффект и темп урока.

8.Учитель создает условия для проведения игры: психологические, материальные, безопасные.

9.Во время игры учитель должен стать участником, соперником, подчиненным выработанным правилам, но при этом направлять игру в нужное русло. Здесь он не должен никого учить, поправлять, «строить из себя главного», и тогда у вас все получиться.

10.По окончанию игры обязательно подводим итоги



Просмотров: 259

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

Садуев Толеген Абайулы директор школы

Опрос

В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

Голосовать

Статистика

  • За месяц21
  • За неделю6
  • Вчера0
  • Сегодня0
  • Онлайн:0

Полезные ссылки